Фото с сайта Worldcarfans.com
Появление первых автомобилей в 1885 году вызвало много споров о предназначении "самоходных экипажей". В разные времена для разных людей автомобиль являлся предметом роскоши, средством передвижения или объектом поклонения. Около 110 лет назад моторизированному экипажу нашли еще одно применение - на перевозке пассажиров стали зарабатывать деньги. Так появились первые такси.
История появления
В июне 1896 года Фредерик Грейнер, (Friedrich Greiner) владелец небольшой фирмы, занимающийся извозом на конных экипажах в немецком городе Штутгарте, заказал в компании Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) специальную версию автомобиля Victoria, предназначенную для коммерческой перевозки пассажиров. Заказ был выполнен в мае 1897 года, а уже в начале лета Грейнер установил на свою машину счетчик и получил специальное разрешение местной полиции на использование автомобиля в качестве такси.
Собственно, Daimler-Motoren-Gesellschaft рекомендовала своим клиентам покупать модель Victoria для коммерческих целей еще с начала 1896 года. Однако именно фирма Грейнера стала первым в мире таксопарком.
Купленный Грейнером автомобиль имел кузов типа ландо с открытой передней частью, где размещался водитель, и закрытой кабиной для пассажиров, которая оснащалась системой отопления. Машина комплектовалась бензиновым двухцилиндровым двигателем и четырехступенчатой ременной трансмиссией. Кроме того, на первом такси были установлены довольно дорогие и редкие в те годы шины из цельной резины.
На приобретение Daimler Victoria Грейнер потратил немалые по тем временам деньги - 5 тысяч 530 марок. Кроме того, немецкому извозчику приходилось регулярно платить за использование таксометра (счетчика). Однако смелые инвестиции Грейнера быстро окупились - новая услуга пользовалась большим успехом у жителей Штутгарта, а суточный пробег первого такси составлял около 70 километров.
К 1899 году в гараже Грейнера находилось уже семь такси производства Daimler, а сама штутгартская компания была переименована в Daimler Motorized Cab Company. Успех нового бизнеса привлек внимание конкурентов: в скором времени в Штутгарте появилось еще несколько таксомоторных фирм.
Распространение по планете
Штутгартское такси принято считать первым в мире, однако примерно в те же годы эксперименты с установкой на свои экипажи двигателей внутреннего сгорания начали проводить парижские извозчики. Но, в отличие от Грейнера, французским таксистам не удалось сразу добиться успеха. Одной из причин неудач парижских такси было отсутствие в них счетчиков, из-за чего возникали постоянные споры по поводу платы за проезд. Причем таксометры были изобретены в Германии еще в 1891 году, однако во Франции их стали применять только в XX веке.
В 1898 году первые такси появились и в Нью-Йорке. В отличие от немецких машин Daimler Victoria, американские "таксомобили" имели электродвигатели - такая конструкция на рубеже веков считалась наиболее перспективной.
По настоящему массовыми такси стали после того, как в 1904 году выпуском специализированных автомобилей занялся знаменитый французский автопроизводитель Луи Рено. Его машины были серийно оборудованы таксометром и специально окрашивались в ярко-красный цвет, привлекающий пассажиров. Вскоре удобные "таксомобили" Renault стали атрибутом всех крупных городов Европы. Кстати, само слово "такси" также имеет французские корни.
В дореволюционной России первые такси стали появляться в начале XX века, однако революция и последовавшая за ней гражданская война практически уничтожили частный извоз. В 1924 году такси вновь вернулись на дороги страны, и в основном это были машины марки Renault. Массовое распространение такси в Советском Союзе произошло несколько позже - после того, как в 1934 году на только что построенном автозаводе ГАЗ началось серийное производство легковых автомобилей. А в 1948 году на такси стали устанавливать "шашечки" и зеленые огни.
Сейчас "таксомобили" можно встретить практически в любой точке мира. Обычно в качестве такси используют большие седаны, однако бывают и исключения. В Лондоне горожане предпочитают кэбы - в этих машинах пассажиры размещаются на заднем сидении, а место рядом с водителем предназначено для багажа. В некоторых странах Африки местные таксисты используют старые ВАЗ 2101 - их ценят за дешевизну, простоту конструкции и топливную экономичность. А в столице Мексики такси - это чаще всего заднемоторный Volkswagen Beetle.
В любом случае, за последние 110 лет суть такси не изменилась - эта машина всегда готова везти вас куда угодно. За ваши деньги.
Иванов Сергей
http://auto.lenta.ru/articles/2006/06/07/taxi/